ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ на 2021-2022 образовательный период Учебный план Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детского сада комбинированного вида №86 является нормативным документом, регламентирующим организацию образовательного процесса в образовательном учреждении с учетом специфики ДОУ. Учебный план МБДОУ №86 рассчитан на 5 групп, из них: одна группа раннего возраста, две группы кратковременного пребывания, две группы для детей с задержкой психического развития. Нормативной базой для составления учебного плана Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детского сада комбинированного вида № 86 являются: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26); Устав МБДОУ № 86; Адаптированная и основная образовательные программы дошкольного образования МБДОУ № 86. Соответствует принципу развивающего обучения, целью которого является формирование всесторонне развитой личности ребенка. Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости. Построение воспитательно-образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с ФГОС ДО. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми программы дошкольного образования обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Учебный план включает образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Воспитательно-образовательный процесс в ДОУ осуществляется в трех направлениях: образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения); образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов; самостоятельной деятельности детей. В структуре учебного плана выделяются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Выполнение обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования составляет не менее 75 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной образовательной программы дошкольного образования. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, не превышает 25%. Часть, формируемая участниками образовательных отношений сформирована в соответствии с выбранной участниками образовательных отношений парциальной образовательной программой. Парциальная программа «Цветные ладошки» является взаимодополняющей для реализации задач образовательных областей. В дошкольном учреждении строго соблюдается (согласно СанПиН 2.4.1.3049-13 Пункт, 11.11) максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в подготовительной - 45 минут. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут. Продолжительность непрерывной организованной образовательной деятельности (согласно СанПиН 2.4.1.3049-13 Пункт 11.9, Пункт 11.10): для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет – не превышает 10 минут, для детей от 4 до 5 лет - не более 20 минут, а для детей от 6 до 7 лет - не более 30 минут. Для детей раннего возраста (согласно СанПиН 2.4.1.3049-13 Пункт 11.9) допускается осуществлять организованную образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня (по 8 – 10 минут). Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста (согласно СанПиН 2.4.1.3049-13 Пункт 11.12) может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Её продолжительность составляет не более 25-30 минут в день. В середине организованной образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки. Образовательная деятельность (согласно СанПиН 2.4.1.3049-13 Пункт 11.13), требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организовывается в первую половину дня. Для профилактики утомления детей проводятся физкультурные, музыкальные занятия и т.п. Организованная образовательная деятельность физкультурнооздоровительного и эстетического цикла занимает не менее 50% общего времени, отведенного на организованную образовательную деятельность. Общественно-полезный труд детей подготовительной групп проводится в форме самообслуживания, элементарного хозяйственнобытового труда и труда на природе. Его продолжительность не превышает 20 минут в день. При построении воспитательно-образовательного процесса учитывается принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой образовательных областей. В середине учебного года проводятся недельные зимние каникулы, во время которых проводятся только развлечения эстетически-оздоровительного цикла. В летний период жизнь детей максимально выносится на свежий воздух. В форме организованной образовательной деятельности реализуются образовательные области «Физическое развитие» и «Художественноэстетическое развитие». Проводятся спортивные и подвижные игры, праздники, развлечения, экскурсии, тематические дни, строго соблюдая план летней оздоровительной работы. Время прогулки в летний период увеличивается. На основе учебного плана составлено расписание непрерывной образовательной деятельности. Цель – отрегулировать нагрузку, определить чередование различных видов учебно-познавательной деятельности в целях снятия перегрузки, предупредить утомляемость, разнообразить формы проведения, чередовать статичные и динамичные виды деятельности, распределить нагрузку между воспитателями и специалистам. В детском саду функционируют две старшие коррекционные группы для детей с задержкой психического развития. Специфика организации деятельности коррекционных групп определяется особенностями развития детей данной категории и основными принципами коррекционно-образовательной работы. Задачей детского сада является практическое соединение коррекционно-развивающей и образовательно-воспитательной составляющей. Коррекционная направленность пронизывает все разделы физкультурно-оздоровительной, образовательно-воспитательной, социальнопедагогической деятельности. Процесс коррекционно-развивающего обучения и воспитания строится с учетом психологических особенностей и закономерностей развития психики данной категорий детей. В режиме дня предусматриваются коррекционные групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия, которые проводят педагогиспециалисты: учитель-дефектолог, учитель-логопед. Учебный план на 2021-2022 учебный год представлен в Приложении № 1 (для групп раннего возраста), Приложении № 2 (для групп детей с ОВЗ).