Страница логопеда

Нормы речевого развития дошкольников

Речь малыша формируется в общении с окружающими его взрослыми. Очень важно, чтобы взрослые заботились о своевременном развитии речи детей, обращали внимание на ее чистоту и правильность. Известно, чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли. Ваш малыш будет иметь более широкие возможности в познании мира и в общении с друзьями.

Чем лучше речь, тем активнее происходит его психическое развитие. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на развитии и поведении ребенка.

 

 

Ребенок к трем годам:

- выполняет словесное поручение взрослого («Принеси красный кубик; желтый мячик; маленького зайчика»;

- знает названия транспортных средств (машина, автобус), частей автомобиля (кабина, кузов, колеса^ руль), растений (дерево, трава, цветы), фруктов (яблоко, груша, банан), овощей (морковь, помидор, огурец), домашних животных (кошка, собака, курица) и их детенышей;

- употребляет в речи глаголы, обозначающие действия (мыть, стирать, вытирать, гладить, лечить и т.д)

- прилагательные, обозначающие величину, вкус, цвет;

- наречия (близко — далеко, низко — высоко, быстро - медленно, темно - светло и т.д.);

- умеет связно рассказывать об увиденном, нарисованном на картине (2-4 предложения);

- умеет отвечать на вопросы взрослого.

 

Ребенок к четырем годам :

- правильно произносит все звуки родного языка.

- использует в речи существительные, обозначающие профессии, с которыми его знакомили.

- составляет связный рассказ не менее чем из 3-4 предложений.

- понимает содержание картинок и рассказывать, что на них нарисовано.

- правильно называет существительные в единственном и множественном числе.

- правильно употребляет предлоги: под, на, перед, в, над и т.д.

- пересказывает небольшие литературные тексты, правильно отвечает на вопросы по содержанию текста.

 

Ребенок к пяти годам :

- правильно произносит все звуки, говорит не торопясь, выразительно.

- употребляет в речи простые и сложные предложения,

- пользуется прямой и косвенной речью.

- поддерживает непринужденную беседу.

- составляет небольшой рассказ о предмете картине, по теме.

 

Ребенок к шести годам:

- может произносить все звуки 

- владеет грамматическим строем языка (употребляет различные грамматические формы: новые части речи, сложные синтаксические конструкции)

- составляет рассказы -описания, по картине, из личного опыта и т.д.

 

Норма усвоения звуков (по годам):

 

 

 
возраст ребенка 1-2года 2-3года 3-4года 4-5лет 5-5.5лет
звуки

АОЭ

ПМБ

ИЫУ

ФВ

ТДН

КГХЙ

СЗ

ц

Ш

Ж

ЧЩ

Л

Р

 

развернуть

Дети овладевают правильной речью постепенно, в течение нескольких лет. Для каждого возраста существует своя норма. К году нормально развивающийся ребенок употребляет уже 3–4 «лепетных» слова, понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами.
Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами («где мама?», «дай ручку», «нельзя»). К двум годам употребляет предложения из двух-трех слов, понимает и правильно выполняет двухступенчатую инструкцию («пойди на кухню и принеси чашку»), имеет словарный запас минимум 50 слов. К двум годам ребенок уже правильно произносит звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г. Если к 2,5 года у ребенка не формируется элементарной фразовой речи – значит, темп его речевого развития отстает от нормы.



В речи трехлетнего ребенка постепенно формируется умение правильно связывать разные слова в предложения. От простой двухсловной фразы он переходит к употреблению сложной фразы с использованием падежных форм существительных единственного и множественного числа, употребляет в предложении простые предлоги (на, в, под, за, с, из) и союзы (потому что, если, когда).


К 3,5 года значительно увеличивается количество прилагательных. В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги (по, до, вместо, после, из-за, из-под), союзы (что, куда, сколько). К этому времени осваиваются свистящие звуки (с, з, ц), а также ы, э, несколько позднее шипящие (ш, ж, ч, щ). Звуки р, л обычно появляются к 5–5,5 года. К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь, пользуется обобщающими понятиями (одежда, овощи и т.д.).

В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор и т.п.). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно их употребляет в речи.

Если речь Вашего ребенка значительно отличается от этих норм, следует немедленно обратиться к логопеду. Однако часто родители привыкают к речи своего ребенка и не замечают многих проблем в его развитии, особенно если он единственный в семье.

Поэтому рекомендуется первый раз посетить логопеда в 3 года и затем ежегодно – с профилактической целью. Если же лепет у вашего ребенка угас, а первые слова не появились и к 2 годам, то обратиться за помощью следует раньше.

пн

вт

ср

чт

пт

сб

вс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Объявления

Телефон горячей линии прокуратуры

Телефон горячей линии прокуратуры г. Екатеринбург

229-59-24

для направления обращения граждан о нарушениях.


Телефоны доверия

Телефон доверия Администрации Губернатора Свердловской области (343) 370-72-02

Телефон доверия Администрации города Екатеринбурга (343) 253-88-44


Сайт центра "Диалог"

На сайте http://dialog-eduekb.ru/

В разделе "Компетентный родитель" размещены материалы для родителей детей дошкольного возраста по теме: "Послушный ребенок... так ли это хорошо" (о традиционных детских добродетелях) в рамках программы дистанционного просвещения родителей детей дошкольного возраста "Растем вместе".

 

 

 

 


Вход в систему

наверх